Архив\Содержание №2 Ноябрь\Интервью с Сергеем Успенским

Фамилия Успенского многие годы ассоциировалась у людей, хоть немного знающих российский автоспорт,
с гонками, очками, секундами, званиями и регалиями.Но несколько лет назад появился в Москве автосервис с лаконичным названием «У Сервис». И мало кто знает, что генеральный директор и есть тот самый Сергей Успенский, который не единожды побеждал своих соперников на трассах ралли, трека 
и кольца. Как же получилось, что классный гонщик стал одним из тех, кто определяет лицо автомобильного бизнеса столицы и России?

ДОП первый, 
или Как все начиналось


– Сергей Вадимович, когда и как у Вас возникла идея работы на два фронта – оставаться действующим спортсменом и возглавить автосервис?
– В начале девяностых годов у меня не было возможности участво-вать в ралли – ни денег, ни подходящего автомобиля. Но я продолжал выступать на треке, на «восьмерке», и в 1991-м в первый раз победил в «Гонке звезд» в Раменском, а в 1993-м повторил победу. Причем в разных условиях – на шипах и без них. 
Чтобы как-то поддерживать жизнедеятельность команды, нужно было зарабатывать. Вот мы и занимались ремонтом «Жигулей».
А тема Subaru зародилась уже в 1993-м. Правда, со спортом она связана не была. Торговый дом, который представляет Subaru на нашем рынке, искал партнера по сервису и через свое сито пропускал, наверное, все коммерческие и общественные (так как спортивная деятельность вроде бы считалась общественной) маленькие структурки, которые занимались обслуживанием и ремонтом автомобилей. Автосалон на тот момент собирались открывать – в кинотеатре «Звездный», а сервиса не было. Так мы и познакомились с представителем торгового дома, и он нам предложил заниматься ремонтом Subaru. Мы хотели их видеть спонсорами в автоспорте, а в ответ: ребята, не хотите ли вы потрудиться?! В сущности, ни о чем мы тогда не договорились.
Через год переговоры возобновились, причем инициатива шла со стороны опять-таки японцев, что приятно. И на тот момент мы уже были готовы заняться чем-то серьезным, надоело чинить «восьмерки», пытаться делать какие-то более мощные моторы. В общем, мы согласились. Прошли обучение и на базе спортивной команды начали создавать сервис в нашем институте. Сначала у нас был один бокс и яма, позже добавились еще бокс и два подъемника, а потом открыли жестяной цех. 
И вот здесь опять появилась тема автоспорта. Один бизнесмен приобрел автомобиль Subaru и предложил мне на нем выступить, а сам был штурманом. Но это случилось уже в 1995 году. Это был Игорь Мосиенко. По большому счету он вернул меня в ралли.
В декабре 1997 года мы открыли автосалон Subaru и новый техцентр.
Сегодня мы представляем и обслуживаем на нашем рынке и автомобили Isuzu. Пока особых дивидендов это нам не приносит, так как марка еще не раскручена, но мы не сомневаемся – этот автомобиль найдет своих покупателей среди любителей внедорожников.
– Помогло ли имя в автоспорте завести контакты с японцами?
– Для японцев, я думаю, это еще не имя. Да, неоднократный призер зимних ледовых гонок, даже дважды победитель «Гонки звезд». Для России это уже что-то значило, безусловно. Но не для японцев, которые лед видели в основном в стакане с виски. Семь лет назад гонку по льду на шипах в Раменском воспринять было очень сложно. Это сегодня трековые гонки поднялись на более высокий уровень, появилось много иностранных моделей и все выглядит достойно и празднично.
Ну а дальше это все развивалось вместе, симбиоз такой получился – спортивно-технически-управленческий.

ДОП второй, 
или Кадры решают все


– А спортивные навыки помогали раскручивать сервис?
– У меня в принципе неплохие организаторские способности. Создать спортивную команду или экипаж во все времена было не просто. Что в России, что во время перестройки, что тем более в Советском Союзе – поверьте мне.
Умение организовать, общаться с людьми, шестым чувством понять, что делать в первую, что во вторую очередь – при мне было всегда.
Была команда. Когда начинаешь заниматься незнакомыми автомобилями, в которых практически ничего не понимаешь, то тебе не знаком и бизнес, в котором ты собираешься работать. И кроме твоих организаторских способностей, по сути, нет ничего, кроме команды. Считаю, должно быть чувство командности. Люди, которые рядом с тобой, пускай их всего два-три человека, должны думать так же, как ты. И понимать друг друга с полуслова, с полувзгляда. Вот тогда можно выжить, зная, что тебя не подведут. И безусловно, команда эта должна иметь профессиональные навыки. Даже, допустив какую-то ошибку, скажем, из-за нехватки технической информации, суметь самим исправить ее, сделать потом то, что недоделали по незнанию.
 
– Давно известно, что основной доход приносит именно обслуживание и ремонт автомобилей, продажа автомобилей как таковая является подспорьем для притока новых автомобилей на сервис.
– Это правило действует при условии, если марка автомобиля уже раскручена на рынке. Естественно, у сервиса будут клиенты. Менталитет у нас такой, что интересно познать новый сервис: а вдруг там дешевле, а вдруг там лучше обслуживают. И если ты хорошо делаешь свою работу, если у тебя работают профессионалы, то соответственно и клиент у тебя будет. От добра добра не ищут. В этом варианте сервис, конечно же, приносит больше, чем продажи. В нашем случае все было наоборот. Мы начали с сервиса, кое-как содержали самих себя. Потом стали продавать машины. В этот период ситуация на автомобильном рынке была выгодная: хороший курс йены, не такие жесткие таможенные правила, специальные льготы. В общем, была возможность зарабатывать на автомобилях. Тот же сервис строился на деньги с продажи машин. Этот период был достаточно длительный…
В последнее время появилось много продающих, в том числе и серых дилеров. А их машины тоже у нас обслуживаются. Сейчас по Москве ездит четыре-пять тысяч Subaru, и половина из них обслуживается у нас. Тут, конечно, приоритет за сервисом. Но когда начинаешь с сервиса... 
Например, ситуация с Isuzu: пока этот автомобиль у нас в стране мало кто знает, естественно, продажи невелики. Поэтому сервис Isuzu только начинает становление.

– А почему именно японские автомобили, а не европейские или американские. 
– Так сложилось… 

ДОП третий, или Автомобиль 
для бизнесмена


– А лично какие машины предпочитаете?
– Вы знаете, Subaru. Если бы Успенский ездил на какой-нибудь другой марке, было бы несерьезно. Мне действительно очень нравится этот автомобиль! Я практически все Subaru испробовал: начинал с машины Wagon Turbo Legacy 1992 года. И, скажем так, езжу довольно агрессивно. Не с точки зрения перестроения из ряда в ряд, а из-за того, что не обращаю внимания ни на ямы, ни на обочины. Думаю, при моем стиле езды тот же Mercedes или BMW большую часть времени провел бы просто на сервисе. Я не считаю эти машины плохими, они шикарные, прекрасно чувствуют себя на дороге, проехать на BMW или Mercedes одно удовольствие, комфортно и уютно. Но не по мне это. Мой стиль другой. Я в пробках стоять не буду, а объеду по обочине или по встречной полосе.
Покажите мне любой другой автомобиль, в котором так органично сочетались бы комфорт и отличные скоростные качества, а об управляемости Subaru и говорить не надо, она известна во всем мире.
– Чтобы делать сейчас бизнес, надо всюду успевать. Правила дорожного движения позволяете себе нарушать в Москве?
– В меру безопасности для всех остальных.

– С апреля Вы Президент ассоциации автомобильных дилеров, кроме того, действующий спортсмен и генеральный директор своего технического центра. Не много ли нагрузок для одного человека?
– Что значит много?
Самая большая, конечно, от спорта, потому что часто приходится уезжать на тренировки и соревнования. А вот в ассоциации дилеров я не один работаю, здесь трудятся и решают все коллективно. Поэтому говорить, что Успенский целый год один работал, – неправильно. И это, конечно, не самая большая нагрузка. Бизнес, естественно, требует постоянного, каждодневного внимания. Без этого нельзя – все-таки производство.

– Что ассоциация сделала для своих членов – официальных дилеров, чего смогла добиться, какие приняты решения при помощи РОАД в государственных структурах?
– Пока, в основном, боролись – об этом много писали – за зеленый таможенный коридор для действительных членов. Сдвиги в этом направлении, безусловно, есть. Например, зарегистрированы по постам фирмы официальных дилеров. Но этого явно мало. А сделать сегодня все, что хотелось бы, не позволяют сложности законодательства. Но, думаю, со временем получится. Во-первых, надеемся на решение вопросов налогообложения. Во-вторых, рассчитываем на изменение с нового года импортных пошлин. Сейчас многие об этом говорят. А параллельно с этим ассоциация будет иметь возможность добиваться не каких-то там эфемерных льгот, а условий, удобных для работы официальных дилеров.
– Осталась ли задача вступления ассоциации в Торгово-промышленную палату РФ и зачем, вообще, это нужно?
– Мы уже вступили в Торгово-промышленную палату. Случилось это 29 июня.
А зачем это нужно? Понимаете, в ТПП входят крупнейшие российские ассоциации и туда так просто не принимают. У палаты огромные связи с регионами, соответственно у членов ассоциации появилась дополнительная возможность для развития дилерской сети.
Также надеемся, что этот шаг поможет нам укрепить контакты с государственными структурами, а мы постараемся через них лоббировать интересы членов ассоциации. 

– Приходится ли во время соревнований решать проблемы бизнеса?
– Конечно, такие случаи бывают. Но совместить непосредственно участие в гонке и решение каких-либо вопросов – невозможно.

– Вы семь лет в бизнесе. За эти годы в нашей стране случались и кризисы, были и времена стабилизации в экономике. Сегодня мы вроде бы живем в более-менее спокойное время. Каковы перспективы развития автомобильного бизнеса, если учесть, что не будет кризиса?
– Думаю, в автомобильный бизнес постепенно приходит определенный порядок. Фирмы, которые уже долго работают, будут продолжать свою деятельность. Маленькие, серые дилеры, конечно, останутся и, как всегда, будут искать лазеечки. Но мне кажется, все идет к более четко регулируемому, цивилизованному рынку.
ДОП четвертый, или Несколько вопросов о личной жизни

– Откуда Вы родом?
– Из Москвы.

– Кто Ваши родители?
– Отец – инженер-конструктор, мама – режиссер-монтажер, кинематографист, заслуженный деятель кино.

– Почему автоспорт?
– Так сложилось. Автодело в школе, потом завод Лихачева – лаборатория контрольных испытаний автомобилей, где была команда грузового кросса. Появился интерес, чувство автомобиля, в итоге уже в восемнадцать или девятнадцать лет я стартовал на огромном грузовике. Ручки у меня были, как соломинки, начальник, боясь, что я не смогу руль повернуть, заставлял гирю поднимать.
А дальше суматоха автомобильной жизни: институт, ремонт «Жигулей», «копейка» с дугами на первое соревнование. Постепенно дело дошло до сборной СССР.



– Вино, сигареты, женщины… Кто и что привлекает?
– Скажем так: я не курю. Могу иногда на переговорах, за беседой сигарету, другую выкурить. Но это вообще не привязанность. Единственное место, где я получаю дозу никотина, – мой рабочий кабинет, и то от курящих партнеров.
Вино. Опять-таки у меня нет никакой привязанности. С удовольствием выпью рюмку водки с куском замерзшего сала на морозе во время охоты. Если этого не сделать – неправильно будет. Что-то упустишь в жизни. Но с большим удовольствием я выпью бокал вина или пива.
Что касается женщин... Вопрос довольно тонкий. Женщины украшают нашу жизнь, и в общем-то, без их существования я не представляю, чего бы мы, мужчины, делали…

– Как проводите выходные и отпуск, если они у Вас есть?
– Если есть возможность, устраиваю короткие отпуска. Предпочитаю активный отдых: горные лыжи, водные лыжи, охоту.

ДОП последний, или Что мы 
забыли спросить?


– Что бы Вы хотели пожелать читателям, которые появятся у журнала «Авто Плюс»?
– Только читателям, а журналу?

– И журналу тоже.
– А Вы это напишете?
– Обязательно.
– Журналу я хочу пожелать, чтобы не гнался за конъюнктурой и не стал примитивно заказным, какими становятся, прямо на глазах, многие автомобильные издания, к моему большому сожалению. Не хочу их называть – они сами это знают. А читателям – любить автомобили, получать информацию о них. Не искаженную, а объективную. И надеюсь, что они смогут ее получать из Вашего журнала, в частности.
– Большое спасибо. Что бы Вы хотели сами сказать, а я забыл спросить?
– Хочу сказать, что очень люблю все то, чем занимаюсь.

Сайт создан в системе uCoz