В начале марта мне окончательно
надоело поддерживать в рабочем состоянии свой
восьмилетний «Москвич-21412», и я задумался о покупке
новой машины. Проблема выбора передо мной не стояла.
Мне нравится «41-й», нравится его салон, вместимость, вообще
лучше хэтчбека может быть только универсал, если рассматривать
автомобиль не только как средство передвижения.
Достойные соперники лишь ВАЗ-2111 или –2112. Но цена…
Плохо, конечно, что москвичовское железо быстро ржавеет,
но эту болезнь в последнее время научились вылечивать.
Предыстория
Да, прошу прощения перед маркетологами АЗЛК, но упоминать название «Святогор» я не буду. Язык не поворачивается называть по-новому автомобиль только за то, что у него другие фары и капот. Может быть, новым названием завод прикрывает такие нововведения, как отсутствие на обивке потолка ручек для пассажиров, динамиков и решеток для них в панели приборов или прикуривателя? И куда подевались ящички для мелочей в боковинах багажника? А ведь прежде в базовую комплектацию «Москвича-2141» входили корректор фар и радиоприемник. Кстати, в документах на новую машину слова «Святогор» нет.
Справедливости ради надо отметить, что положительные изменения все же имеются – стало, например, лучше крепление коробки передач. Зато металл кузова теперь тоньше.
Итак, «Москвич». С уфимским мотором. Во-первых, он гильзованный. Сменил поршневую в сборе – и у тебя новый мотор. Во-вторых, я к нему привык. На предыдущей машине стоял полуторалитровый двигатель, на 76-м бензине (прежний хозяин заменил поршни). В прошлом году его перебрали ( рабочий объем вырос до 1,8 л), что сделало его близким к идеалу. Низкооборотный, с хорошей тягой на низах. При этом запас «под педалью» остается даже на 140 км/ч.
Поэтому я хотел найти машину с так называемым таксистским двигателем 3313 объемом 1,8 л под 76-й бензин, с карбюратором типа «Солекс» и микропроцессорной системой зажигания. Но к этому времени в производственной программе завода таких машин уже не осталось... Двигатель Renault был отвергнут из-за цен на запчасти и по той причине, что фактически выпуск автомобилей с этим мотором закончен еще в 1998 году и именно такие машины еще стоят в салонах. Жигулевский мотор 2106-70 я вообще в расчет не брал – слабоват. Все обещания завода о скором запуске в производство машин с инжекторным уфимским двигателем оказались «липой», а цены уже начали весенний рост, поэтому выбор пал на автомобиль с двигателем 3317.
Я засел за телефон. И выяснил, что практически все автосалоны предлагали автомобили «в полной комплектации» по цене от 57 тыс. рублей. А дальше начались приключения.
Поедем отсюда
В автосалоне на заводе имени Серго Орджоникидзе автомобили в наличии были! Но уже с сигнализацией, двумя электрозамками, антикоррозионной обработкой. Причем самое интересное – зимняя резина (в середине марта!) и литые диски. В итоге минимальная цена – от 72 тыс. рублей. Даже приблизительный подсчет показывает: 4 тыс. «взяты с потолка».
Я объехал еще 8 салонов. Как оказалось, первый был единственным, где автомобили действительно были автомобилями. В остальных машинами называли кузова в металле с установленными на них двигателями, подвесками, проводкой, нижней частью панели приборов и иногда – с коробками передач, приводами, бамперами...
Решение остановить выбор на автосалоне «Бизнес-Авто» принято, что называется, методом исключения. Судя по рекламе и телефонным переговорам, эта фирма выглядела автомобильным раем – и машин у них много, и некомплектных не продают, и антикор делают, и сигнализации с магнитолами ставят, и в ГИБДД при желании регистрируют относительно недорого. У них две открытые площадки – в Колодезном переулке и на Ярославской улице. Правда, на месте название фирмы почему-то было не таким, как в рекламе.
Больший выбор оказался в Колодезном. Поехал я туда с женой, и она, как всякий нормальный человек, при виде этих «машин» отреагировала моментально: «Поедем отсюда!» После объяснения, что лучше все равно не будет, решили покупать здесь.
Выбор цветов был на редкость обширным: «Зеленый сад», «Мурена», «Синяя полночь», «Дипломат»... Можете смеяться, но с двигателем ВАЗ-2106 были только черные и коричневые машины. «Только не зеленую!» – решила жена. Спорить не стал, цвет на скорость не влияет.
После осмотра десятка «автоконструкторов» выбор пал на экземпляр цвета «Синяя полночь» с минимальной степенью «досборки» и с приличной царапиной на правой задней двери. (Помята или поцарапана оказалась практически каждая третья машина, и не только в этом автосалоне.) И еще. Эта машина была выпущена (судя по заводским сопроводительным документам, оказавшимся в ней) в августе 1999 года и, соответственно, имела вклеенное ветровое стекло, ШРУСы GLO, венгерские замки (под один ключ) и крепление для запаски под днищем багажника. Последнее было решающим при выборе года выпуска, так как автомобили 2000 года имеют отсек для запаски в виде выштамповки в полу багажного отделения, а у меня был печальный опыт замены колеса на «Иж-комби» осенью, в грязи, когда мне, чтобы достать запасное колесо, пришлось выгружать весь его немаленький багажник...
Кстати, самой запаской «Москвичи» не комплектуют. В отличие от автомобилей 1999 года, с 2000-го спинка заднего сиденья не складывается. Нет замков. Она просто прикручена к кронштейнам четырьмя болтами с гайками. И отверстий для установки замков в кронштейнах тоже нет, поставить их без дрели и «болгарки» нельзя. Сомнительный способ экономии.
Одним из решающих факторов выбора именно этой машины среди двух или трех равноценных также стало наличие в ней сидений с серой велюровой обивкой.
Продавец оформил бумагу, согласно которой они обязались привести наш автомобиль в порядок (покрасить дверь и дособрать) к 20–24 марта. Нам же на этом этапе потребовалось доплатить (в рублях):
за «темный салон» – 2650;
за аккумулятор «VARTA» – 500;
за правое (со стороны пассажира) зеркало – 650;
за обивку пятой двери (кусок жесткого пластика) – 300;
за главный цилиндр тормозов с вакуумным усилителем «LUCAS» – 1000;
за комбинированный (двухцветный) салон – 2000 и т.д.
Эти и другие доплаты носили добровольный характер (кроме обивки салона. По словам продавцов, светлую они снимают с машин сразу). После выбора «опций» цена автомобиля поднялась до 64 500 рублей, включая налог с продаж, и она была «заморожена» до момента покупки. После этого был внесен возвращаемый залог в размере $100, чтобы «застолбить» машину. И цену.
Я купил его
Наступило 24 марта, и я позвонил в автосалон. Девушка, с которой общался, сказала, что она не знает, где эта машина, знает только, что на площадке ее нет. После 20 минут переговоров с разными людьми выяснилось, что на покраску они отгоняют машины на другой сервис (раньше этого не говорили), что моя машина еще не готова, и предложили мне позвонить... через неделю. 4 апреля я услышал долгожданную фразу: «Завтра можете забрать свой автомобиль».
Я снова в Колодезном переулке. Перед ангаром стоит моя машина. Ключи в замке зажигания. Сиденья, которые, как я уже упоминал, были велюровыми, теперь точно такого же цвета, но почему-то драповые, крепление водительского зеркала сломано, задний бампер не держится, нет задней пепельницы в салоне.
Пепельницу я «нашел» сам на другой машине, а бампер и зеркало мне поменяли, как только я смог «поймать» механика.
Я приехал в салон в 11 утра, а уехал в 19.30. Без машины… Забрал ее на следующий день. Пришлось, правда, выдержать небольшой бой, когда мне заявили, что к утру «начальная» цена автомобиля выросла с 59 000 до 61 500 рублей, и высказать претензии по поводу качества окраски двери. По-моему, из баллончика на пыльной дороге можно сделать гораздо лучше…
Ну да ладно, пусть это останется на их совести. Так же, как и то, что регистрировать автомобиль пришлось с жуткими мытарствами и с инструментальным контролем, который машина (с завода!) с первой попытки не прошла! Но обо всем по порядку.
А «пачпорт» у вас есть?
Документы в автосалоне оформили достаточно быстро, примерно за... 3 часа. Потом я собственноручно подрегулировал карбюратор и на следующее утро поехал ставить автомобиль на учет в Мытищинском РЭО Московской области. Пройдя «площадку», оплатив сборы (в городе, на противоположной стороне Ярославского шоссе, куда искатели заветных документов едут прямиком с площадки РЭО, не утруждая себя лишним пробегом до ближайшего перекрестка и обратно) и отстояв 2 часа в очереди, мы подошли к окошку. Там-то, как оказалось, нас ожидала самая убийственная новость: с 1 апреля введена новая форма справок-счетов. Всех, у кого этот документ старый, просто-напросто не примут! Пошли добиваться справедливости к начальнику РЭО – и не добились.
Возвратились в автосалон, где покупали автомобиль. Там справку-счет менять отказались, потому как только что получили в ГИБДД полсотни бланков старого образца! Поскандалили. Помогло. Нам возвратили 1000 рублей и выписали новую справку-счет, а в ПТС новой машины переписали пять (!) граф. Время было уже 18.00, и в РЭО, конечно, опоздали. Пришлось договариваться и «от греха подальше» ставить незарегистрированную машину на охраняемом складе.
На следующий день снова стояли в очереди, снова ходили к начальнику РЭО, но теперь уже из-за исписанности ПТС… Номера получили, но не получили талона технического осмотра. Нас отправили на инструментальный контроль в г. Лобня. Диагностика показала: неисправны задние тормоза, ручник (делал всего 3 щелчка до упора), левая фара (в распечатке написано «не светит»), ну и конечно, завышен уровень СО и СН в выхлопе… Вот вам и новый автомобиль. Короче, заветный «лобовичок» добыли по месту жительства, в г. Долгопрудном.
Эксплуатация
Именно этим словом, от которого отдает рабовладельчеством, называется вся жизнь машины после покупки. Ну, а кто кого эксплуатирует – это как повезет. Мне пока относительно везет. Машина была дважды «протянута от бампера до бампера», получила хороший антикор, прошла первое ТО. К слову, сервис, куда автомобиль был поставлен «на гарантию», ЗАО СПК «Прогресс-М», рекомендован автосалоном. Это был один из критериев поиска автосалона – чтобы у него был договор на гарантию с каким-либо сервисом, кроме СТОА-2 на Волгоградском проспекте, 177.
Во время первого визита мне заменили передние колодки на более мягкие STS, потому что родные (егорьевские) немилосердно пищали, залили в двигатель и коробку масло Castrol (это их условие, я не возражал), оформили «Договор на гарантийное обслуживание автомобиля» и выдали копию «Сертификата соответствия». Еще пришлось поменять разорвавшийся резиновый крепеж глушителя.
Антикоррозионную обработку я сделал «на стороне», в фирме «РЭК– Ратибор». Там за комплекс антикор + сигнализация + 2 замка «бесплатно» ставят замок на капот, а в багажник кладут аптечку, знак аварийной остановки и огнетушитель (отечественный, хороший) и плюс к этому дают дисконтную карту на работы и запчасти.
Первая неприятность случилась в день получения машины в салоне. На 35-м километре пробега порвался тросик спидометра. Следующий звоночек – через день. Пошел дым из-под панели приборов, когда поворачивал с Ленинского проспекта на Садовое кольцо. Выключил зажигание, на всякий случай достал огнетушитель. Двое сотрудников ГИБДД помогли поставить машину на островок безопасности. Огромное им спасибо. Оказалось, что на пучке проводов, проходящем через щит моторного отсека, не было уплотнительной манжеты. Провода провисли и попали под педаль сцепления, которая срезала изоляцию.
После этого машина прошла 7500 км «на одном дыхании». Тут случилась неприятность более крупная. Оборвался диск сцепления. Его просто провернуло на ступице, срезав со всех заклепок. Слава богу, это произошло в Москве. Через два дня мне предстояло проехать 330 км по Горьковской трассе. Вскрытие показало, что корзина и диск были отечественными, а выжимной подшипник –
SKF. Вот такая комплектация. Пришлось привести все в соответствие, поставив корзину и диск LUK.
Что гарантирует гарантия?
После пробега 10 000 км я поехал на ТО-2. Каково же было мое удивление, когда сервиса на месте не оказалось! На том месте другая фирма торговала «Волгами» и «Газелями»!
Поехал в автосалон, письменно рекомендовавший мне фирму, где выполнят все работы в гарантийный период.
Автосалона на месте тоже не оказалось! Глухой забор, закрытые ворота и совершенно пустая территория. Я упоминал, что у них была еще одна площадка – на Ярославской улице. Она, как ни странно, сохранилась. Ответ на мои вопросы относительно гарантийного обслуживания, которое к тому же было платным, свелся к следующему: «Мы ничего не знаем, это другая фирма, если хотите, вставайте на гарантию на другой сервис, у нас с ними договор». Опять платить?!
Автомобиль прошел 13 500 км. Кроме барахлящего датчика включения вентилятора двигателя неприятностей нет. По ощущениям, примерно к 20 000 км пробега предстоит менять амортизаторы (на моем старом «Москвиче» задние прошли 130 000 км и пока живы).
Напоследок приведу кое-какие цифры.
Работы, выполненные на гарантийном сервисе:
постановка на гарантию – 195 рублей;
первый визит, включая протяжку, замену колодок и масла в КП, – 1200 рублей
(Castrol EP-80);
ТО-1, включая замену масла в двигателе (Castrol GTX-3) – 1846 рублей;
установка бесконтактного зажигания – 1200 рублей.
Работы, выполненные на стороне:
антикоррозионная обработка (Tectyl bronze), установка подкрылков, сигнализации (Alligator-300), двух замков, замка на капот
(Sentry) – 4500 рублей (плюс огнетушитель, аптечка и знак аварийной остановки в подарок);
замена сцепления – 300 рублей, стоимость комплекта сцепления LUK – 1500 рублей (делали на стороне, поскольку ведомый диск сцепления, который, собственно, и полетел, – изнашиваемая деталь и гарантии не подлежит). Кстати, амортизатор – тоже «изнашиваемая деталь».
Предполагаемая стоимость ТО-2 на сервисе 2600–3100 рублей. А ведь до истечения гарантийного срока мне пришлось бы пройти еще и ТО-3, так как я проезжаю больше 30 000 км за год. При этом стоимость самой дорогой детали в «Москвиче» 8500 рублей (двигатель). Стоит ли овчинка выделки?
Ну, что еще... Большая просьба: когда «Москвич» будут комплектовать уфимским двухлитровым инжекторным двигателем, которого я не дождался, ставьте вместе с ним трехрядный латунный радиатор и насос системы охлаждения (помпу) с наклонными лопастями. Уж очень он (двигатель) горячий. И когда, наконец, ОАО «Москвич» сделает кроме «князей» и «дуэтов» нормальный универсал? Когда появится новая панель приборов?
|